Топовые новости
Новое

Закон концентрации

Закон концентрацииЗакон концентрации — это процесс, противоположный иррадиации, из которого ясна и его суть. В ходе упражнений происходит постепенное сужение, сосредоточение нервных импульсов коры головного мозга на более узком участке. «Избыточные» клетки затормаживаются. Это торможение протекает на основе взаимодействия внутреннего (мотива) и внешнего (действия) торможения. Здесь важно подчеркнуть, что процессы торможения приводят не только к количественным изменениям: было большое «пятно» возбуждения — стало маленькое. Происходят также качественные изменения. Совершенствуется не только структура навыка, но и качество действий. Качество действий повышается на основе дифференцированного (различительного) торможения— разновидность внешнего торможения. Дифференцированное торможение, являясь физиологической основой качества навыков, позволяет, например, водителю по мере совершенствования слушать не гул двигателя вообще, а различать в нем специфические шумы: работу цилиндров, стук клапанов, поршневых пальцев; командиру разведывательного дозора — по шумам скрытно движущейся колонны противника типы и марки машин; командиру машины или наводчику — видеть не просто фон местности, а своевременно различать на ней замаскированные боевые средства противника и т. д. Все это достигается упражнением и опирается на описанные законы физиологии высшей нервной деятельности. Акцептор цели действия — это физиологический нервный аппарат сличения (сравнения) и программирования действий, формируемый в коре головного мозга. Он представляет собой закрепленную модель («мозаику») условных нервных связей предстоящих действий. Опираясь на учение академика П. К. Анохина, можно предположить, что акцептор действия сложных навыков, как и динамический стереотип, не существует в готовом виде, но формируется с некоторым опережением. На этом же основании можно предложить следующую схему формирования акцепторов действия в процессе отработки двигательных навыков.

Руководитель, объявив тему занятий, добивается осознания курсантами предстоящего навыка. Курсант представляет его идеально как окончательный результат своих действий. Возбужденная «мозаика» условных нервных связей, «модель цели» имеет пока обобщенный и в значительной степени неопределенный вид.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Галерея
10698 12241 12569 12934 13591 13865
Интересные записи