Топовые новости
Новое

Вторая фаза мыслительного процесса

Вторая фаза мыслительного процесса

Вторая фаза Мыслительного процесса — формулирование (выдвижение) гипотезы, предположительного ответа или предварительного (возможного варианта) решения. Закономерность сознания в этой части состоит в том, что она не решает возникающие задачи каждый раз сначала и до конца. Она избирательно соотносит данную ситуацию с подобной ей психической моделью (образом), хранящейся в памяти. На этой фазе мышления командир, оценивая обстановку, соотносит уясненную задачу с конкретными условиями/ в которых предстоит действовать (противник, свои войска, соотношение сил и средств, характер местности и т. д.). Опираясь на информационную модель (имеющаяся и поступающая информация), формирует образное представление или оперативно-психическую модель состояния и предстоящих действий. Но и подобные ситуации в разное время и в разных условиях могут привести к разным решениям. Поэтому на второй фазе мышления выдвигается пока только гипотеза (предварительное решение), на основе которой и формулируется предварительное распоряжение. Здесь также следует подчеркнуть, что предварительное распоряжение не может возникнуть без предварительного решения. Руководителю следует вести занятия так, чтобы обеспечивалась логическая связь между фазами мышления, мысль курсантов двигалась бы от единичных фактов к обобщениям и к все большей схематизации их представлений. Это достигается преобразованием (укрупнением) цели осмысливания оцениваемой обстановки. Так, если на первой фазе — при уяснении задачи — главной психологической целью было формирование в сознании курсантов психической модели, отражающей детально ситуацию в целом, то на второй фазе мышления — при оценке обстановки — целью осмысливания информации является формирование оперативно-психической модели, в которой отражена не вся, а только часть информации, но оперативной, наиболее существенной для принятия решения. Оно и понятно. Командир не смог бы выработать, например, замысла решения, если бы при этом опирался на всю множественность сведений об обстановке. Для этого ему надо иметь схематическое представление, но не в смысле схемы с механическими связями, а в смысле схематического образа, выкристаллизовавшегося в процессе аналитико-синтетического осмысливания и абстрагирования мысли от несущественных к все более существенным признакам и фактам, т. е. в процессе все более глубокого познания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Галерея
12241 12569 12934 13302 13591 13865
Интересные записи