Топовые новости
Новое

Процесс познания человеком действительности

Процесс познания человеком действительностиПроцесс познания человеком действительности идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. В основе живого созерцания лежат познавателъные психические процессы — ощущение, восприятие и представление. Они функционируют на основе работы органов чувств, составляющих сенсорную (чувственную) организацию человека.

Обучая, важно понимать, что ощущения, восприятия и представления являются не только моментами единого развивающегося процесса, но и последовательными уровнями познания — этапами усвоения знаний. В совокупности они и образуют первую, чувственную ступень познания действительности. Ощущение — это начальная, простая форма психического отражения в сознании человека отдельных свойств и признаков предметов и явлений, непосредственно действующих на его органы чувств. Нервно-физиологическими аппаратами процесса ощущения являются анализаторы, получившие свое название по наименованию органов чувств человека: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, мышечно-двигательные, осязательные, статические, вибрационные и органические. Ощущение согласно ленинской теории отражения есть источник всех наших знаний. «Ощущение есть образ движущейся материи. Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем…» 1 Это значит, что именно в ощущении осуществляется непосредственная связь сознания с изучаемыми материальными предметами и явлениями и при этом диалектический переход от материального к идеальному — к сознанию. Этот переход «есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» . Из сказанного следует, что в ощущении отражаются только внешние признаки предметов: «форма вещества» и «форма движения». Поэтому для познания содержания, значения, внутренних связей и отношений необходимо подниматься к абстрактному (теоретическому) мышлению, опирающемуся на слова — понятия, логические суждения и умозаключения. Для проверки правильности отражения как чувственных образов, так и абстрактных знаний следует переходить к еще более высокой ступени познания — к практике. „Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности». Чувственное и логическое в ней взаимосвязаны. Они Объединены Практикой как источником познания и критерием истины. Такова логика познавательного процесса, которую необходимо четко представлять руководителю занятий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Галерея
12241 12569 12934 13302 13591 13865
Интересные записи