Топовые новости
Новое

Проблема активного оператора

Проблема активного оператораЭта проблема— одна из важнейших в инженерной психологии. Дело в том, что в сложных автоматизированных системах, какими являются и боевые машины, оператор все больше вытесняется из непосредственного труда и удаляется от объекта управления. Между ним и объектом «вклиниваются» системы отображения информации, или информационные модели объекта. Оператор вынужден узнавать о состоянии объекта управления по приборам и сигнализаторам, а отвечать, на их показания нажатием на кнопку или перемещением рычага через длинный привод. Произошло смещение цели с процесса труда на считывание отклонений стрелок. Но труд — основное условие существования человека. Человек — субъект труда. К. Маркс-писал: «Человек не только изменяет форму того, что дано природой… он осуществляет вместе с Тем и свою сознательную цель…» Уменьшение значимости цели труда, как показали исследования психологов, приводит к снижению активности и ответственности оператора, к возникновению грубых ошибок, к замедлению процессов формирования навыков и даже к отказам продолжать работу при таких неисправностях, которые раньше устранялись активным оператором. Неучет закономерностей научно-технической революции может привести к разрыву между методологическими основаниями и практикой. Для того чтобы избежать указанных отклонений и обеспечить эффективность познания сложных агрегатов и приборов, необходимо изыскивать такие новые методы усвоения, которые повышали бы осознанность действий курсанта, позволяли бы ему представлять физический смысл процессов, происходящих внутри сложных агрегатов, и управлять ими без детального их изучения. Покажем это на примере. Руководитель объясняет: перед вами сложная, многоступенчатая планетарная коробка передач танка Т-72 с гидравлическим управлением, плакат с ее продольным разрезом и модель однорядного планетарного редуктора. Коробка состоит из планетарных рядов, фрикционных элементов и гидравлических бустеров. Для включения фрикционов имеется гидравлическая система, а для управления коробкой с места водителя — привод.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Галерея
10698 12241 12934 13302 13591 13865
Интересные записи