Топовые новости

Оперативное мышление

Оперативное мышлениеОперативное мышление характеризуется: тесной связью восприятия и осмысливания быстро меняющейся информации, условий и обстановки; умением формировать модель состояния управляемого объекта по данным приборов, донесений, на основании имеющегося опыта при разобщении с управляемым объектом; большим объемом операции декодирования (узнавания) информации, поступающей в форме знаков, звуковых, световых и других сигналов на приборный щит, по карте, мнемосхеме и т. д.; оперативным структурированием обстановки или состояния управляемого объекта по частям и узнаванием частей конечной ситуации с последующим определением последовательности действия; принятием правильных и обоснованных решений при неполных данных обстановки, в сжатые сроки и в экстремальных условиях (сложность боевой обстановки, дефицит времени, недостаток информации, высокая ответственность) . Пути развития оперативного мышления. Известно, что эффективному развитию мышления способствует не простое накопление знаний, а те из них, которые сложились в достаточно подвижную и гибкую систему. Такая системность оперативных знаний достигается через опыт решения задач. Однако важно не количество решаемых задач вообще, а подбор задач определенного типа. Психологическими исследованиями установлено, что если обучаемый решает много задач одного типа, то у него вырабатывается тенденция подводить и другие задачи под усвоенный тип, и наоборот, при непрерывном многообразии задач у обучаемого не вырабатываются устойчивые структуры усвоенных приемов и способов действий. Значит, важно правильное соотношение между задачами, решаемыми по схеме (алгоритмическими), и творческими (эвристическими). Необходимо овладеть операциями мышления (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация и др.) для превращения их в способы осмысливания информации. При этом важно, чтобы курсанты умели сознательно управлять движением мысли как в прямом направлении (анализ через синтез к абстракциям), так и в обратном (от абстрактного к конкретному). При уяснении задач важно подчеркивать связь между содержанием боевой задачи и возможными способами ее выполнения. Формирование ассоциаций типа «задача — способы действий» направляет мышление курсантов на конечный продукт — выработку способов действий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Галерея
10698 12569 12934 13302 13591 13865
Интересные записи