Топовые новости
Новое

Непроизвольное запоминание

Непроизвольное запоминаниеНепроизвольное запоминание проявляется, когда не ставится задача что-то запомнить, а деятельность, в процессе которой происходит запоминание само собой, направлена на другую цель. Так, упражняясь на тренажерах, курсант попутно запоминает размещение и устройство органов управления и приборов; совершая марш, непроизвольно запоминает местные предметы и т. д.

Непроизвольная и произвольная память, являясь последовательными ступенями развития человеческой памяти, непрерывно взаимодействуют и, протекая одновременно, дополняют друг друга. В связи с непрерывным ростом объема и сложности учебной информации роль непроизвольной памяти все больше возрастает. Следует также учитывать, что при определенных условиях продуктивность непроизвольного запоминания может быть даже выше произвольного.

Так, при слушании лекций, докладов непроизвольно запоминается структура изложения, противопоставления, сходства, различия и их взаимосвязь, а также эмоционально насыщенное, своеобразное, удивительное, необычное. Но более важным условием и средством непроизвольного запоминания и воспроизведения является основная деятельность. При этом особенно запоминается все то, что вызывает затруднения и задержки в деятельности. Отсюда важные рекомендации. Широкое распространение, особенно при изучении техники и вооружения, а также при вождении машин, должен получить метод «изучение в процессе деятельности». Так, стрелковое оружие, несложные агрегаты машин можно начинать изучать не с устройства, а с порядка их разборки, сборки или принципа действия. Произносимые при этом названия деталей и их связи непроизвольно отложатся в памяти, например: «газы, образовавшиеся в камере сгорания цилиндра, давят на поршень, усилие через поршневой палец передается на шатун, а затем на коленчатый вал». То же при действиях курсанта в ходе подготовки двигателя к запуску или пушки к бою: называя подготавливаемые части, курсант непроизвольно запоминает и устройство, и процесс.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что память каждого курсанта развивается в ходе учебной и служебной деятельности. При этом она должна эффективно работать как в нормальных, так и в напряженных и опасных ситуациях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Галерея
10698 12241 12569 12934 13302 13865
Интересные записи